Настоящим испытанием стала для 29-летней москвички первая беременность. Сначала ЭКО, потом один приживившийся эмбрион, разделившийся на два, а следом – как гром среди ясного неба – прогрессирующий фето-фетальный трансфузионный синдром, закончившийся потерей одного плода на 20-й неделе.
Еще спустя четыре месяца девушка снова оказалась в руках хирургов: на 35-й неделе беременности ей в экстренном порядке выполнили аппендеэктомию. Мужество женщины, которая на пути к долгожданной встрече с первенцем, не опустила голову и стойко проходила испытания одно за другим, было вознаграждено появлением на свет здорового малыша. Роды, также потребовавшие особого ведения, успешно провели специалисты роддома больницы Вересаева.
В роддом больницы Вересаева девушка поступила в первом периоде родов. Из анамнеза пациентки стало известно, что в результате процедуры ЭКО ей было подсажено два эмбриона – прижился один. Впереди будущих родителей ждала нежданная радость – один эмбрион разделился на два. На медицинском языке это называется монохориальная биамниотическая двойня: каждый плод развивается в своем плодном пузыре, плацента – одна на двоих. Известное и опасное осложнение таких беременностей – фето-фетальный трансфузионный синдром (ФФТС) – возникает в 5-17% случаев.
«Каждый плод имеет свой доступ к единой для обоих плаценте, но в этой сложной единой системе в плаценте могут образовываться анастомозы – соединительные сосуды, объединяющие кровотоки обоих, – рассказывает заведующая родблоком, врач акушер-гинеколог Юлия Рогова. – Часто в результате такой патологической «разводки» один из плодов становится донором, отдавая большую часть питательных веществ другому, возникает диспропорция объема крови, которую каждый использует для своего развития».
Уже к 20-й неделе беременности специалистам, наблюдавшим беременность девушки, стало понятно: в условиях хронической потери крови один из плодов критически и необратимо отставал в развитии, отмечалось выраженное маловодие. Нужно было спасать другого малыша: получая избыточный ресурс (речь шла о хроническом увеличении объема циркулирующей крови), он получал и повышенную нагрузку на сердце и почки, что могло привести к сердечной недостаточности и многоводию.
В интересах второго малыша врачи приняли тяжелое решение: провести лазерную коагуляцию плацентарных анастомозов – кровообращение между соединяющимися сосудами плодов было прекращено. Манипуляцию выполнили в центре акушерства и гинекологии им. Кулакова. Такая процедура сегодня является единственным доказанным эффективным методом лечения ФФТС. Без угрозы для жизни «реципиент» продолжил путь в одиночку, второй плод регрессировал, его медики извлекли уже во время родов (отметит, такая практика при грамотно выполненной манипуляции является допустимой и не угрожает жизни матери и другого малыша).
Однако сложности не закончились и на этом. На 35-й неделе у женщины возникла клиника острого аппендицита, без помощи хирургов обойтись не удалось. К счастью, операция прошла успешно, досрочное родоразрешение не потребовалось, и она смогла доносить малыша до зрелых 39 недель беременности.
«Поскольку литопедион – остановившийся в своем развитии мумифицированный плод – располагался так, что технически мешал прохождению по родовым путям малышу, было принято решение об оперативном родоразрешении. Все прошло хорошо, на свет появился здоровый мальчик весом 3700 граммов. В настоящее время мама и новорожденный выписаны из роддома», – заключила Юлия Рогова.